Корзина
496 отзывов
+7(383)310-80-26
Контакты
АНО ДПО Институт дистанционного повышения квалификации гуманитарного образования
Наличие документов
Знак Наличие документов означает, что компания загрузила свидетельство о государственной регистрации для подтверждения своего юридического статуса компании или индивидуального предпринимателя.
+7913896-48-86
+7383310-80-26
Ирина Николаевна
РоссияНовосибирская областьНовосибирскул. Владимировская 2/1 каб 115630003
Карта

Музыкальная основа активного исследователя в малыше

Музыкальная основа активного исследователя в малыше

Усцелемова Наталья Леонидовна- музыкальный руководитель

Неоценимая роль и большие перспективы в деле приобщения детей к миру духовной красоты скрыты в детской музыкально-игровой деятельности с её яркой эмоциональностью, образностью, моторной активностью, коллективностью участия, развитием творческой инициативы, разнообразными образовательными и воспитательными возможностями.

Музыкально-игровая деятельность способствует реализации таких педагогических функций, как познавательной, коммуникативной, рекреационной, компенсаторной, креативной, эстетической. Иначе говоря, музыкальные игры дают детям одновременно возможность развлечения, развития личности и отдых.

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, которая может явиться одним из наиболее эффективных средств развития детского музыкального творчества, выступающего в качестве составного компонента музыкальной культуры ребенка. Творческие проявления дошкольников в музыкально-игровой деятельности становятся важнейшими показателями уровня развития музыкальной культуры ребенка, выражающейся в умении воспроизводить, интерпретировать.

Музыкально-игровая деятельность тесно связана со всеми видами детской музыкальной деятельности: восприятием музыки, исполнительством и творчеством, и является важной предпосылкой к формированию действительно развитого во всех отношениях человека.

Музыкальная игра вовлекает дошколят в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются: развитие интереса к музыке, правильное восприятие её содержания, структуры, формы, а также пробуждение постоянного общения с музыкой и желания активно проявлять себя в этой сфере.

Несмотря на то, что музыкальные игры часто требуют напряжения сил, концентрации внимания, выдержки, быстроты реакций, диктуемых музыкальным материалом, дети, увлекаемые музыкальными звуками и образами, играют, не обращая внимания на время и возможную усталость.

В любой музыкальной игре заложена возможность овладевать определенными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, а также для общения.

Музыкальная игра, - самый диагностичный из всех видов музыкальной деятельности, дает возможность одновременного выявления уровня развития музыкальных способностей и уровня социально-психологического развития ребенка.

В музыкально-игровой деятельности, выполняя минимальное количество несложных правил, дошкольник имеет свободу проявления своей индивидуальности и самостоятельности.

Музыкальная игра:

  • фактор развития ребенка;

  • способ приобщения ребенка к миру музыкальной и общей культуры;

  • щадящая форма обучения ребенка жизненно важным для него умениям и навыкам;

  • способ ознакомления ребенка с широким спектром видов человеческой деятельности;

  • мягкая коррекция воспитанности ребенка и незаметное вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений;

  • деликатное диагностирование социально-психологического и музыкального уровня развития ребенка;

  • способ формирования гуманистической атмосферы в детском коллективе;

  • способ подарить ребенку радость и эстетическое наслаждение от игры.

В музыкальных играх содержание и характер движений определяются музыкой: она активизирует мышечный тонус ребенка, углубляет восприятие музыкального образа и усиливает эмоциональную сторону игры. Движения в игре выступают своеобразным выразительно-изобразительным средством, помогающим в воплощении содержания музыки.

Возникновение и развитие музыкально-игрового образа во многом зависит от качества педагогического руководства, грамотного подбора музыкальных произведений. Музыка, поэтический текст песни являются своеобразной программой для определения музыкально-игрового замысла.

Н.А.Ветлугина намечает следующие направления усложнения образов музыкальных произведений, используемых в процессе игр:

  • пьесы и песни с яркими локальными образами, побуждающие детей к творческой передаче в игре характера отдельных персонажей;

  • пьесы и песни с ярко выраженной динамикой развития музыкальных образов;

  • пьесы и песни с контрастирующими между собой образами, побуждающими детей к установлению взаимоотношений между персонажами, к сюжетному развитию игры.

В педагогической литературе достаточно широко классифицируют музыкальные игры. Например, Н.А.Ветлугина разделяла музыкально-дидактические игры на настольные, подвижные и хороводные. Э.П.Костина дополнительно классифицирует настольные музыкально-дидактические игры. Л.Н.Комиссарова разделяет музыкально-дидактические игры на три группы: различение характера музыки, элементов изобразительности и средств музыкальной выразительности.

Н.И.Льговская предлагает классифицировать музыкально-игровые методики на основании использования всех видов детской музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество):

  • игры, развивающие музыкальный слух (звуковысотный, тембровый, динамический);

  • игры, развивающие чувство ритма;

  • игры, способствующие восприятию музыки посредством движений;

  • игры, синтезирующие различные виды музыкальной деятельности (пение, движение);

  • музыкально-игровые композиции

Игры, синтезирующие виды детской музыкальной деятельности, являются кульминацией всей музыкально-игровой системы. Они совершенствуют восприятие, память, мышление, воображение, ощущения детей, активизируют умственные способности и положительно влияют на физическое и эмоционально развитие, возбуждают интерес к жизни и развивают их музыкальные способности. Основная цель игр данного вида – формирование у детей культуры пения в синтезе с культурой движений в процессе приобщения их к музыке.

Задачи игр:

  • развитие музыкальных способностей ребенка (эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух и чувство ритма);

  • формирование и развитие певческих навыков (интонирование, певческое дыхание, дикция, ансамбль);

  • синтезирование певческих умений и навыков с выразительностью движений;

  • формирование музыкальной культуры (эстетических эмоций, интересов, оценок).

Игры, синтезирующие виды детской музыкальной деятельности, включают в себя две разновидности игр: игры-хороводы и игры-драматизации. Эти игры стимулируют и активизируют творческие способности детей, максимально раскрывая их в пении и в движении, дают возможность выразить глубину своих чувств и доставляют им эстетическое наслаждение.

Игры-хороводы представляют собой песни для сопровождения движений и поэтому имеют простую мелодику. Любое движение в них требует от детей выражение различных образов, чувств, поэтому в каждом отдельном случае дети должны уметь привнести в движение характерность, присущую данной песне.

Народные хороводы повествуют о природе, о фольклорных персонажах, о повседневной жизни детей. Это доступно для детского восприятия, а значит, может вызвать у ребенка интерес и желание принять участие в совместной музыкально-игровой деятельности.

В основе музыкальных игр-драматизаций лежит действие, отражающее содержание и характер музыкального материала. Музыкальные игры этого вида имеют сюжет, ориентируются на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение) в сочетании с песенной выразительностью. Они предполагают взаимодействие и столкновение персонажей посредством музыкально-двигательных диалогов и монологов с обязательно положительной развязкой.

Музыка имеет огромное значение в формировании духовного мира дошкольника, формирует у него эстетико-ориентированное мировосприятие, развивает эмоциональную и интеллектуальную сферы, оказывает неоценимое положительное влияние на его общее развитие. Поэтому в число важнейших и сложных задач музыкального обучения и воспитания входит задача формирования и развития органичного восприятия детьми высокого музыкального искусства, их приобщение к музыкальной культуре, способствуя тем самым раскрытию способности к художественному восприятию, активной работе фантазии и воображения, формированию устойчивого интереса к музыке.

Знания закономерностей приобщения детей к музыкальной культуре, условий и методов воспитания и умение организовать процесс взаимодействия ребенка с музыкой являются важнейшими показателями профессионального мастерства специалиста, работающего с детьми дошкольного возраста.

Музыкально-игровая деятельность – наиболее эффективное средство формирования основ музыкальной культуры дошкольников.

Методика организации игр, синтезирующих различные виды музыкальной деятельности разнообразна и вариативна. В процессе её реализации педагог должен руководствоваться целевой установкой – воспитание у детей чувства соответствия музыки и движения.

Главное, необходимо помнить, что лишь опираясь на детские музыкальные интересы и отталкиваясь от них, педагог может ненавязчиво, без принуждения направлять развитие музыкального вкуса ребенка и обогащать его музыкально-слуховые представления и музыкальный опыт на основе ценной в художественном отношении музыки.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981.

  2. Льговская Н.И. Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего дошкольного возраста/ Н.И.Льговская. – М.: Айрис-пресс, 2007.

  3. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.

  4. Образцова Т. Н. Музыкальные игры для детей. – М.: ООО «ИКТЦ “ЛАДА”», ООО «Этрол», ООО «Гамма Пресс 2000», 2005.

  5. Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб.:ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005.

 

 

Дистанционный курс для муз. руководителей на 72 и 144 часа со скидками до 30%

Получите свидетельство о публикации статьи-бесплатно! Присылайте практико-ориентированные публикации, полезные для широких масс читателей!

 

vkontakte facebook twitter

НОУ ДПО «Института дистанционного повышения квалификации"

Предыдущие статьи
social-icon
social-icon
Loading...