Корзина
496 отзывов
+7(383)310-80-26
Контакты
АНО ДПО Институт дистанционного повышения квалификации гуманитарного образования
Наличие документов
Знак Наличие документов означает, что компания загрузила свидетельство о государственной регистрации для подтверждения своего юридического статуса компании или индивидуального предпринимателя.
+7913896-48-86
+7383310-80-26
Ирина Николаевна
РоссияНовосибирская областьНовосибирскул. Владимировская 2/1 каб 115630003
Карта

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников

Спиридонова Ирина Ивановна, учитель начальных классов МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов г.Ярцева Смоленской области, студентка 3 курса специальности «Педагогика и психология» ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет»

В том человека украшенье

И честь, живущая века,

Что сердцем чувствует он значенье

Того, что делает рука.

Шиллер.

 

В понятие «психологическая готовность к школе» входит и понятие «двигательная готовность». Никто не станет спорить с тем, что общее физическое развитие ребенка перед поступлением в школу должно соответствовать возрасту. Однако особенно важно, чтобы были хорошо развиты мелкие мышцы кистей рук, иначе ребенок не сможет правильно держать ручку, будет быстро уставать при письме.

Не менее важным является координация глаза и движения руки. Психологи такую координацию называют зрительно-двигательной и считают ее одной из самых главных составляющих психологической готовности к школе. Еще Микеланджело говорил: «Циркуль в глазах, не в руке, ибо руки работают, а глаз оценивает». Доказано также, что чем выше развита мелкая моторика, то есть движение кистей рук, тем выше развитие речи и мышления ребенка. У ребенка с высоким уровнем развития мелкой моторики наблюдается и достаточно высокий уровень развития памяти и внимания. Поэтому крайне важно еще до школы начать готовить руку к письму. Стоит особо подчеркнуть, что речь идет именно о подготовке руки. Учить писать ребенка до школы не следует.

Каждый ребенок, подрастая, заново открывает для себя целый мир новых понятий, вещей, отношений. Путь к познанию непрост, очень часто ребенок совершает ошибки. Вот почему так важно помочь ему ориентироваться в большом мире, научить принимать самостоятельные нестандартные решения.

Руке посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: «А ну-ка отгадайте, что это за десять братьев, на которых двух шуб хватает?» в пословицах: «Отбиться от рук», «Все дело в его руках», «Дать волю рукам», «Глаза боятся, а руки делают».

Во всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. Это доказано учеными. «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В.А. Сухомлинский).

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается «зеркальное» письмо; ребенок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы.

Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигателъной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, зрительной памяти. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации специальных занятий, цель которых — подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма.

На базе нашей школы ежегодно проходят курсы по подготовке детей к поступлению в первый класс. Одним из направлений работы является – развитие графических навыков.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Мелкую моторику рук развивают физические упражнения. Это разнообразные лазания (на спортивном комплексе, по лесенке и т.д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы, развивают мышцы. Ребёнок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Развивая моторику рук, нужно помнить о том, что у человека две руки, старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой и левой рукой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие левого полушария.

Следует напомнить, что правильная посадка при рисовании (лепке, игре за столом) чрезвычайно важна также для формирования правильной осанки, сохранения зрения и здоровья внутренних органов.

Дети 5-6 лет не всегда выполняют качественно то или иное задание, часто торопятся, что ведет к нарушению правил закрашивания. Важно приучать ребенка стремиться все делать аккуратно. Если у него не получается хорошо, не следует ругать его, торопить. Наоборот, его следует постоянно поощрять и вселять у него уверенность, что у него все получится. Надо только постараться. Это способствует тому, что ребенок более качественно выполняет задание.

На развитие руки очень хорошо влияет работа с пластилином и бумагой, поэтому детям постоянно предлагаются задания творческого и развивающего характера по аппликации, лепке, изготовлению пластилиновых рельефов, которые дети выполняют с удовольствием.

Для развития мелкой моторики рук существуют уникальные тренажеры. Их назначение многоплановое и многоцелевое. Развивая мышцы рук, мы не только готовим руку ребенка к письму и рисованию, но и к самообслуживанию (застегиванию пуговиц, завязыванию шнурков), одновременно стимулируем речевую активность, а, значит, развиваем интеллектуальные способности ребенка. Используя тренажеры – пазлы, дети развивают сенсорное восприятие, фантазию, знакомятся с геометрическими фигурами. Обычно для подготовки пальцев проводится пальчиковая гимнастика.

Работа с родителями по развитию мелкой моторики рук детей не должна оставаться в стороне. С родителями проводятся беседы на тему: «Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие тонкой моторики?» Во-первых, надо набраться терпения и постепенно, шаг за шагом, исправлять этот недостаток. А, во-вторых, заниматься развитием руки не время от времени, а систематически, каждый день.

Можно использовать для этого обычные занятия ребенка. Посмотреть, как ребенок моет и вытирает руки. Приучить его тщательно мыть каждый пальчик, а потом также тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу. Если есть дача и приусадебный участок, воспользоваться этим и привлекать ребенка к сбору ягод. « Когда вы готовите, например, пельмени или равиоли, пусть и ребенок вместе с вами лепит их, польза будет безусловная».

Очень полезно умение вдевать нитку в иголку - попробуй, попади с первого раза, ведь дырочка такая маленькая, а нитка такая непослушная! Хорошо, если ребенок учится сам завязывать шнурки на ботинках, плести косички из волос (это, конечно, больше подходит девочкам), застегивать и расстегивать пуговицы, даже самые тугие. Все это заставляет пальчики ловко действовать и очень пригодится в дальнейшем.

Конечно, существуют и специальные игры и упражнения для развития тонкой моторики руки. Некоторые из них известны многим давно. Н-р, игра в тени, когда, строя комбинации из пальцев, можно показывать различные теневые фигуры - собачку, зайчика, оленя, человечка. Эта игра - как раз то, что нужно. Наверняка многие знают и другую распространенную игру: на столе под салфетку прячут несколько мелких предметов, ребенок должен на ощупь определить, что это за предмет.

В своей работе я использую тетрадь «Тренируем пальчики» М.М. Безруких, Т.А.Филипповой. Выполнение разнообразных пальчиковых упражнений и игр из этого пособия способствует не только совершенствованию тонко-координированных движений, их произвольности, но и развитию речи, поскольку при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга.

Таким образом, системный подход к решению вышеуказанной проблемы способствует успешному развитию графических навыков у детей-дошкольников.

 

Используемая литература:

1.​ В.И. Коваленко «Школа физкультминуток». Москва. «Вако».2007.

2.​ О.Узорова, Е.Нефедова «Пальчиковая гимнастика».ООО «Издательство АСТ».2001.Н.

3.​ Чивикова «Как подготовить ребенка к школе». Айрис пресс. Москва.

 

vkontakte facebook twitter

НОУ ДПО «Института дистанционного повышения квалификации"

Предыдущие статьи
social-icon
social-icon
Loading...