Корзина
496 отзывов
+7(383)310-80-26
Контакты
АНО ДПО Институт дистанционного повышения квалификации гуманитарного образования
Наличие документов
Знак Наличие документов означает, что компания загрузила свидетельство о государственной регистрации для подтверждения своего юридического статуса компании или индивидуального предпринимателя.
+7913896-48-86
+7383310-80-26
Ирина Николаевна
РоссияНовосибирская областьНовосибирскул. Владимировская 2/1 каб 115630003
Карта

Психологический аспект сквернословия .

Психологический аспект сквернословия .

Шумихина Елена Ефимовна педагог-психолог Ульяновская обл., г. Димитровград,

   Не только пьянство и наркотики разрушают организм, но зломыслие не менее открывает вход для всевозможных зараз. Зло – это разлагающая сила, и во зле не рождается  здоровое потомство.

    Речь дана людям для общения, сближения друг с другом. У ругани задача - разобщить людей. Бранясь, человек указывает другому держать дистанцию, знать свое место.

       Матерная брань – это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово – не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».

     Каковы же психологические  механизмы брани. Как заметил еще Фрейд,  «ни одно слово не говорится просто так, а отражает наши глубинные склонности и влечения». Фрейду принадлежит еще одно наблюдение на эту тему. По его мнению, «человек, который первым вместо камня бросил в своего противника бранное слово, заложил основы нашей цивилизации». То есть словесное оскорбление, ругательство — это символическое замещение физической агрессии, позволяющее разрядить конфликт в бескровной форме.

 

     В качестве оскорбления испокон веку у всех народов используются разнообразные выражения, призванные умалить достоинства противника,  приписать ему недостатки и пороки, а также пожелания ему стать жертвой неприятностей, не в последнюю очередь - жертвой насильственного, нежеланного, противоестественного полового акта.

 

     Преобладание в ругательствах сексуальных мотивов вообще свидетельствует о чрезвычайной значимости для человека этой сферы - сексуальные угрозы и обвинения в ненормальности (кровосмешении, извращении, неполноценности) уязвляют сильнее любого другого оскорбления.

 

      Британский психотерапевт К.Уоллес в результате многолетних наблюдений пришел к выводу: люди хорошо воспитанные, деликатные, избегающие сквернословия оказываются более уязвимы для стресса и в результате чаще страдают различными психосоматическими расстройствами.  Доктор Уоллес советует: во избежание нервно-психического перенапряжения ежедневно уединяться (приличия все-таки следует соблюдать!) и давать волю своим чувствам в самых непристойных выражениях. При этом Уоллес, однако, указывает, что его совет вряд ли будет полезен тем, кто и так сквернословит по многу раз на дню, - им «психотерапевтическая» разрядка практически ничего не прибавит.

      Известный врач-психофизиолог, член Всемирной экологической академии Л. Китаев-Смык уже почти 40 лет занимается проблемой стресса и мата как его неотъемлемой составляющей.  « Матерная речь стимулирует выработку мужских половых гормонов – андрогенов, которые являются антагонистами гормона стресса».

     По словам Л.Китаева-Смыка, человек прибегает к мату в том случае, когда он не уверен в своих силах, т.е. чувствует свою неполноценность. Как показали исследования, регулярное употребление нецензурной лексики может свидетельствовать о скрытой гомосексуальности (о которой человек может даже не подозревать) или о проблемах с потенцией. Нормальный, здоровый человек далёк от подобной лексики.

    Употребление матерных слов ведет к гормональным нарушениям. Особенно это заметно у женщин. Косметологи замечают, что клиентки, которые не могут жить без мата, больше остальных страдают от повышенной волосатости конечностей. Голос таких женщин со временем становится всё ниже. Другими словами, если женщина матерится, в её организме происходит гормональный дисбаланс.

     Колмановский Александр Эдуардович, психолог утверждает: «Мат — следствие неуверенности в себе».

С п р а в к а. Колмановский Александр Эдуардович, психолог. Родился в 1956 году в Москве. Образование: биофак МГУ, кафедра молекулярной биологии (1978 г.), факультет психологии МГУ, кафедра возрастной психологии (2002 г.) Работал школьным психологом более 10 лет. Работал в Институте Детской Онкологии онкологического центра РАМН им. Блохина 6 лет. Работал в горячих точках, в частности, в Беслане со времени теракта 2004 г. по настоящее время. Читает авторский курс семинаров "Психология отношений" в ряде учреждений, школах, интернатах. Более 15 лет занимается индивидуальным психологическим консультированием.

      Психолог, говоря о  мате,  как языковом институте,  делает вывод, что  это какая-то табуированная часть языка, то есть язык, которым нельзя разговаривать. «Можно сказать, что мат у людей — аналог рычания у животных, предупредительный сигнал: я небезопасен. Люди чаще матерятся, когда у них обостряется потребность в защите, в самоутверждении. Это не от бескультурья и не от избытка сил. Наоборот, это судорога неуверенности в себе, это состояние, в котором человек особенно жадно прибегает к внешним атрибутам своей значимости. Проще говоря, чем больше люди перепуганы, тем больше они матерятся!»

    Если у психологически сохранного человека не хватает слов, чтобы выразить какое-то тонкое чувство или описать какую-то новую реалию, он может испытывать затруднения, может прибегать к междометиям, «мекать — бекать», но у него не будет потребности материться. Многим матерящимся людям мат заменяет пустоты в эмоциональном плане, но не в смысловом.

      На вопрос, почему так много матерящихся детей, психолог сказал. Внешне это может выглядеть так, что отец матерится, сосед матерится, и поэтому наши дети  матерятся. Но это не инфекция, которая передается воздушно-капельным путем. Эта «инфекция» передается иначе. Если отец матерится, значит, у него повышена агрессивность (то есть, как мы поняли, страх). А это в свою очередь означает, что отец мало принимающий, он не будет сильно вникать в состояние ребенка, да и жены. Поэтому ребенок будет чувствовать себя незащищенным, испуганным. Вот от этого у него будет потребность материться.

     Мат производит впечатление повышенной агрессии. От матерщины до удара меньше дистанции, чем от корректной фразы. Колмановский говорит: Главная — то, что мат действительно является прелюдией к удару, к толчку, к негативному физическому воздействию. Женщин и детей первыми уводят из-под этого удара. Другая причина состоит в том, что словарь мата на 90 % связан с сексуальными реалиями. Поэтому у  нас  издавна принято женщин ограждать от мата, говорить, когда кто-то матерится: «Что ты делаешь, здесь же женщины, дети».

    Продолжая свой разговор,  Колмановский, отметил , что увеличилось число матерящихся девушек. Выдвинул два предположения. Одно состоит в том,  что это следствие феминистического движения, губительного для человеческой культуры и человеческой психики. А второе объяснение состоит в том, что матерщина гораздо больше пропитывает всю культуру, язык в СМИ,  публичные выступления, чем это было раньше. Старые устои приемлемой жизни сломаны, а новые не только еще не сформировались, их даже еще не видно на горизонте. И люди потеряны, поэтому чувствуют обостренную потребность в самоутверждении.

     У человека есть разные способы удовлетворения своих потребностей. Здоровые, не здоровые.  Мат — это один из способов удовлетворения потребности в защищенности и самоутверждении. « Это наркотик, а не витамин С. Далее психолог  проводит аналогию: пока наркоман не найдет, не нащупает своей правильной, содержательной деятельности, никакие химические, медицинские меры не окажутся долгосрочными. Так и матерящемуся человеку  надо начинать не с того, чтобы усилием воли держать себя за горло и отказываться мата, что практически непосильно. Ему надо начинать с того, чтобы, ещё отучаясь от мата, приучаться мысленно сосредотачиваться на собеседнике. Приучаться представлять себе: что этот человек хотел бы от него сейчас услышать. Сочувствовать, сопереживать матными словами не получится.

    Чтобы стать счастливым, нужно стать социально позитивным.

 

    Алтайский психолог -  доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии и педагогики Алтайской академии экономики и права Борис Сосновский, выступая на семинаре на тему «Психологические причины и последствия нецензурной брани», утверждает, что  мат портит не только речь, но и в целом психику человека.

    И откуда же берется мат, что толкает человека сквернословить? Это первый вопрос, на который попытался ответить психолог. Борис Алексеевич напомнил, что в классической психолингвистике с давних времен существует деление речи. Есть самая простая разновидность нашей речи – аффективная речь. Аффект, в свою очередь, – это один из видов переживаний, с которым человек совладать не может. Обычно оно связано с биологическими, жизненными потребностями. По признанию мировой психологии, это единственный вид переживаний, которым человек управлять не может. Всем известно, что до сих пор в суде нахождение человека в состоянии аффекта является смягчающим вину обстоятельством.

     Когда говорят аффективная речь, то, с одной стороны, подразумевают под ней густо насыщенную эмоциями речь, с другой стороны – речь, которая действительно бывает в состоянии аффекта. Человек ничего не делает без побуждения. За речью тоже стоит побуждение. Самый примитивный мотив – наличие острого, как правило, кратковременного переживания. Так вот, по словам Бориса Сосновского, аффект стоит в начале бранной речи. «После мотива нужна мысль, предметное содержание того, что ты хочешь сказать. А у аффективной речи и мысли-то нет. Несу по улице ценную вазу. Она разбилась. Я же не стану сразу рассуждать о том, как она мне дорога. Первое, что будет (в меру традиций) – выход эмоции без мысли. Это гротеск. А в реальности все завуалированно, скрыто», - говорит профессор.

     «Во время таких острых переживаний нужен выход эмоций. И чем пытаются оправдать мат? Этим выходом эмоций. Но если бы это был такой безобидный выход (ругнулся, пошел дальше, стал нормальным человеком), то об этом бы и разговора не шло. В нашей российской культуре это стало уже не просто выходом негативной эмоций, а способом выражения себя», - подчеркнул Сосновский.

      По словам психолога, другой «минус» употребления мата заключается в том, что негативная эмоция от одного сквернословящего человека переходит на другого, заражает его. «Одной из особенностей аффективной речи является очень мощное воздействие на окружающих. Бранная речь ввиду своего происхождения - как выход эмоции - заразительна. В социальной психологии известны эффекты заражения, когда чья-то эмоция действует на других как гриб. Так работает эффект толпы. Этот эффект заражения - один из тяжелейших последствий ее существования», - констатирует он

     Вторую свою мысль Борис Сосновский условно назвал как последствия. «Вся наша психика вооружена знаками. Самый универсальный способ знака – язык, речь. Мысль влияет на речь, однако, в зависимости от того, какая речь, меняется и мысль. И если все упростить, то можно сказать: какова речь – таково и мышление. И что плохого, что я матом ругаюсь? Да у меня психика уже вся другая. Вместо того, чтобы описать нечто красивое, я сказал – такая-то мать. И все закрылось. Нет ничего, ничего больше не вижу. Нет всех нюансов. Мне нравится, Б.Сосновский как над этим явлением издевались Ильф и Петров. К примеру, образ Эллочки Людоедочки. Небольшого словарного запаса ей хватало, чтобы обходиться в мире. Тоже самое и с матом. Ограничения, которая накладывает эта лексика на психику, потрясающе. Б.Сосновский называет это гигантскими  потерями.. Происходит не только редукция речи, но и редукция мысли, человеческой психики. В данной связи мат не уникален. Прикольно, клево. Если бы эти слова засоряли только язык. Они засоряют психику. Это потеря личностная», - предупреждает психолог.

 

     Психолог Леонид Китаев-Смык: "Бранная речь - это мужская стрессовая субкультура.  Конечно, нужно различать матерную речь как грубый юмор и матерное ругательство, которое предназначено для того, чтобы поднять силу и бодрость в бою, в критических ситуациях, когда нужно резко усилить энергию отстающих, слабых людей. Могут быть и матерные призывы, активизирующие выработку мужских половых гормонов, которые уменьшают страх, боль, повышают энергию.

    В журнале Вопросы психологии (№6,2007, с.120-128) в статье «Социально-психологические аспекты матерной речи» представлен следующий материал. «Побуждения и пути к матерной лексике по типам ее происхождения» [Китаев-Смык Л.А. Сексуально-вербальная защита и агрессия (матерная речь и матерная ругань).// Речевая агрессия в современной культуре. Челябинск,: Изд. ЧГУ, 2005,с. 17 - 21].

- скабрезная окраска речи может быть обыденной у тех, кто пользовался ею раньше и всегда;

- матерная речь может неожиданно стать доминирующей в изолированных мужских контингентах во время опасных ситуаций, при боевой обстановке, на охоте и еще в больничных палатах;

- матерные речь и инвективы (ругательства) – нередко продукт сексуальной озабоченности. Она бывает, в частности, при незавершенности детского «пенис-вагинального» периода [Фрейд З. Психоанализ детских неврозов// Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990, с. 37-199];

- акцентуация мышления и речи на вторичных половых признаках обоих полов может быть при психосексуальной недоразвитости личности, претенциозно-агрессивно, истероидно защищающейся от собственного опасения перед сексуальными неудачами;

ременисцентная матерная речь в критических ситуациях и у больных после травмы как бы всплывает из глубин памяти, когда-либо слышанная;

конформистски-подстраивающийся мат возникает у личностей, опущенных на нижнюю ступень социальной иерархии;

демонстративная матерная речь у, так сказать, культурных мужчин – признак снижения у них сексуальной потенции. Они, не осознавая того, во-первых, пытаются восстановить потенцию, стимулируя себя сексуальными парадигмами, во-вторых, инфантилизируются (одитячиваются), делая якобы оправданной игру в запретные слова;

командный мат – это архаическое, зооантропологическое проявление латентной гомосексуальности как символизации доминирования в стаде среди других особей мужского пола. В стае животных самцы утверждают свое господство иногда не в битве, а гомосексуальным актом;

убогая нецензурщина восполняет скудность языка при дебильности, как словесными протезами.

Матерная речь различалась в наших экспериментах и в больничных палатах по эмоциональности:

- наиболее часты два вида ее звучания – радостно-смешливый и боевито-задорный. Их провоцировало естественное снисхождение окружающих здоровых людей к больным-травматикам. При этом право на бодрящие скабрезности «выскальзывало» из-под этических запретов и условностей. Говоря языком психоанализа, оздоравливающая мужская лихость как принадлежность «Я» освобождалась от давления «сверх-Я»;

агрессивно-защитная матерная речь больных была на пути к такому освобождению «Я» от запретов «сверх-Я». Она прикрывала личностную слабость и неуверенность в себе;

междометийный мат был у людей с неразвитой речью и заполнял интервалы подыскивания нужных слов и выражений;

- наконец, были замечены случаи эхолалийного мата как спонтанные повторы дебилами вслед за чьим-либо произнесением скабрезности. Ее эмоциональность возбуждала дебила к речевой активности, к участию в беседе. Но так как ему нечего было добавить, то он спонтанно повторял слово-возбудитель».

В конце статьи подводится итог.

1). Адаптивное действие мата проявляется при стрессе, особенно, в закрытых мужских сообществах: в тюрьмах, в казармах.

2). В рабочей среде мат бытует: а) как средство эмоционально-эротического усиления значимости речи, б) для опознания «своего» человека, в) для утверждения командной роли, г) чтобы снять усталость и стресс, д) как фольклорное, творческое развлечение.

3). В подростковом возрасте и у инфантилизированной молодежи мат может сопровождать, маркировать пробуждающуюся, неудовлетворенную сексуальность.

4). В интеллигентной среде массовое увлечение матерной мечью – признак стресса из-за политического и экономического давления. Мат интеллектуалов – это еще и проявление деградации словесности и культурных традиций.

5). Во властных элитах командный мат – это отголоски зоологических способов гомосексуального подавления соперников.

6). Надо ли бороться с агрессивным засорением матерщиной (сексуализированными инвективами) русского языка? Да! Со всей решительностью используя учебно-воспитательный процесс и средства массовых коммуникаций. Сексуализация речи целесообразна только при стрессе в сугубо мужских сообществах, но вредна во всем многообразии нормальной обыденной жизни».

Заключение.

    Конечно, есть противники и поборники употребления мата. Приведу еще высказывания наших россиян, найденные в интернете.

    « Язык, речь — это наше оружие, средство общения, убеждения, языком надо учиться владеть. И делать это очень трудно, когда речь обременена мусором, обеднена ...Когда встречаешь человека, использующего мат, поневоле задумываешься: а все ли у него в порядке с головой? Потому что так часто упоминать в разговорной речи половые органы и половой акт может только больной, сексуально озабоченный человек...»

     «...Жизнь сейчас такова, что мат звучит практически везде, даже в местах, с которыми он несовместим, — в образовательных учреждениях, в семейном кругу, в театре, в общественных местах. Однажды я невольно стал свидетелем весёлой беседы группы мальчиков и девочек (школьники 7-х-10-х классов). Мне стало страшно. Через каждые два-три слова звучал мат. Вы пройдитесь по улице вашего города (и не только вашего) — со всех сторон звучит мат, независимо от возраста и пола говорящих...»

     «Одно интересное наблюдение в психосоматике (греч. — душа и тело). В тех странах, в национальных языках которых отсутствуют ругательства, указывающие на детородные органы, не обнаружены такие заболевания, как синдром Дауна и ДЦП, в то время как в России эти заболевания встречаются нередко. Мудрые японцы, опередившие многие страны в своём интеллектуальном развитии, не знают матерных слов. Они не воспитывают детей пинками, нехорошими словами, не кричат на них. Я ознакомился с перечнем ругательств японцев: «чёрт», «дерьмо», «придурок», «сволочь», «принцесса» (по-русски «путана»), «задница»… Я не нашёл ни одного японского ругательства с упоминанием матери».

     «Парадокс. В России единственное общественное место, где наложен запрет, табу на матерные слова, — это тюремная зона.  Закон по «понятиям» в воровской среде требует, чтобы тот, кто послал на три буквы другого, должен доказать, что этот другой достоин этого. Иначе того, кто послал, ждут неприятности. А ругаться по матери на зоне — это просто подписать себе смертный приговор. В зоне слово «мать» — святое».

    «Все мы — продукт зомбирования телевидением. Я был шокирован и поражён шоу-программой на ЦТ, когда писатели, члены Госдумы, философы, юристы, журналисты дискутировали на тему: хорошо или плохо выражаться матом. Уму непостижимо — в XXI веке в России издаётся многотомник (первый том опубликован, второй в печати) матерных слов (автор Алексей Плуцер-Сарно), который размещён в Интернете! И вот апофеоз. Один из комментаторов благодарит автора словаря и добавляет: «Мат — это часть русской души (!)».

     «…Двадцатилетняя мат-дебилизация  всей страны, отсутствие цензуры на матерщину, вседозволенность, диссонанс души и тела — всё это снизило планку интеллекта населения настолько, что даже руководитель страны разговаривает с народом на блатном жаргоне: «будем мочить в сортире», «отоварим дубинкой по башке», «сделаем обрезание так, чтобы потом ничего не выросло», «ковыряние в носу и размазывание по бумаге», «идите ко мне, бандерлоги» (bandar-log — обезьяний народ)…»

    «... И последнее. Я пережил эпохи от Сталина до наших дней. И никогда не слышал от советских руководителей подобных выражений. В наше время руководитель позволяет себе это потому, что в России есть достаточная прослойка матерящегося населения. Долго ли ещё она будет разрушать своё здоровье и подрывать генофонд нации? Выдержка из статьи Ю. А. Хачатурова « Не тревожьте матом ДНК»

     «Лексика без мата - это здоровый образ жизни, это спокойное, уравновешенное состояние своей психики, это не засорение окружающей действительности от грязных агрессивных изливаний своей души. Не доводите себя до такого сотояния, чтобы не контролировать , какую речь вы произносите. Объясните детям, девочкам , мальчикам что это не только не красиво, это еще ведет к проблемам со здоровьем. Поэтому, я призываю к здоровому образу жизни, к уравновешенному и красивому русскому языку. И этому нужно учиться». 

     «Становится очень грустно, что мы все ни как не можем приобщиться к вековой мудрости, осознанной передовой части поколений. Что у нас мало проблем, чтобы вот ни чего не делая, намного изменить свое состояние в настоящем здоровье, в здоровье в перспективе, в здоровье наших детей, внуков, в здоровье окружающих наших людей».

    Личность каждого из нас своеобразна, и более того, неповторима. Казалось бы, все имеют душу и тело, найдется  немало схожих друг с другом людей, но все таки…. Внешность, осанка, манера одеваться всегда индивидуальны, а особенно  - наш язык, речь, слово.

    В заключении предлагаю прочитать тезисы против мата, как была представлена на странице психолога Белявина.

   
   

Форум по психолингвистике.     тезисы против мата
  Belyanin  


Против мата было выдвинуто 10 главных отрицательных тезисов, опубликованных в «Химике»:

1. Мат – это удел неудачников, слабых, неуравновешенных людей, которые не способны найти свое место в жизни. Мат – это формат нищих с духовной точки зрения людей, которых правильнее было бы назвать животными.

2. Мат «засоряет» русский язык, разрушает его красоту и стройность.

3. Мат – признак необразованности, бескультурья, бездуховности. Он ведет к деградации личности.

4. Мат затрудняет общение. Матерящийся человек явно не способен донести свою мысль до собеседника в полном объеме и заполняет собственное скудоумие сквернословием.

5. Мат – демонстрация неуважения к собеседнику, он подрывает доверие между людьми, обижает окружающих, выставляет того, кто ругается, в самом невыгодном свете.

6. Мат оскверняет и убивает душу человека!

7. Мат является самым плохим примером для младшего поколения, поскольку дети всегда неосознанно подражают взрослым. И нет ничего страшнее, чем слышать сквернословие от ребенка, который не понимает, что говорит, а просто копирует речь старших.

8. Ругаясь матом, человек унижает и ругает свою мать и Матерь Божью. Он оскверняет любую религию, отрекается от веры в Бога.

9. Мат неприемлем для будущей интеллигенции, трудовой элиты страны, ее опоры. В руках сегодняшних студентов – будущее. Будет ли оно счастливым, если сегодня мы разрушаем моральные традиции нашей речи?

10. Мат – это просто неэстетично. В его словах нет гармонии и слаженности звуков.  

 

         

    Работая в коррекционном училище с подростками, основной контингент которых составлял «брошенных» детей: родители алкоголики, сироты, дети не имеющие даже аттестатов о неполном среднем образовании, дети не знающие постельного белья и т.д., дети, в речи которых мат – это стиль жизни, проводя классные часы,  приводила  такой пример: как по-разному можно выразить свою мысль.

«Поэтический язык. Белеет парус одинокой 
                                     В тумане моря голубом!.. 
                                     Что ищет он в стране далекой? 
                                     Что кинул он в краю родном?..

Литературный язык. В голубом тумане моря белеет одинокий парус. Он словно ищет что-то в далекой стране, покинув родной край. Но что — неведомо.

Разговорный язык. Над морем туман. В тумане какой-то парус виднеется. Похоже, он нездешний. Интересно, что он тут ищет? Чего ему дома не хватало?

Жаргонный язык. Над морем муть. Какой-то парус маячит. Чего приканал? Чего дома не сиделось?

Нецензурный язык. На море не видно ни хрена. Какое-то гребаное корыто болтается как д…мо в проруби. Какого хрена ему тут надо? Охота была свою задницу сюда тащить!

Мат, с позволения читателей, опущу...»

( Пятаков Е. О культуре речи и ловушках сквернословия. Книга в газете «Школьный психолог», №06,2010.)

Реакция подростков: смеялись, но как-то не сдержанно. А все потому, что в жизни не видят и не слышат нормальной русской красивой речи.

Напрашивается вывод:

 «СКВЕРНОСЛОВИЕ – ЭТО НОРМА ЖИЗНИ  ИЛИ ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВА?

ИЛИ ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВА, СТАВШАЯ НОРМОЙ...»

     Каждый здравомыслящий человек должен внести свою лепту по искоренению сквернословия из русской речи.

http://video.yandex.ru/users/drakonrich/vie                                                                                             http://energymedicine.oost-west.com/page_main.html                     http://www.pravoslavie.ru/put/4235.htm                                      http://www.youtube.com/watch?v=RTBgJXwOVIo                   http://video.yandex.ru/users/artemandanton/view/67/                                                              http://www.pravda-tv.ru/2013/07/16/25290                                                     http://www.amic.ru/news/106133/                                                  http://www.realove.ru/main/authors_RL/psiholog-alexander-kolmanovsky.htm#ixzz2idchndh0                   http://www.mospsy.ru/ph/read.php?f=2&i=8044&t=8044                                                               http://100-bal.ru/geografiya/14722/index.html                                 http://www.gramota.ru/news.html?nn=2104                                                  http://www.izvestia.ru/science/article3099277/ :                                                                                             http://voisvet.ru/94-chem-pakhnut-remjosla.htmlttp://www.kitaev-smyk.ru/node/94 http://www.mospsy.ru/ph/read.php?f=2&i=8044&t=8044                                                                                  Пятаков Е. О культуре речи и ловушках сквернословия. Книга в газете «Школьный психолог», №06,2010

vkontakte facebook twitter

НОУ ДПО «Института дистанционного повышения квалификации"

Предыдущие статьи
social-icon
social-icon
Loading...