Корзина
496 отзывов
+7(383)310-80-26
ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Контакты
АНО ДПО Институт дистанционного повышения квалификации гуманитарного образования
Наличие документов
Знак Наличие документов означает, что компания загрузила свидетельство о государственной регистрации для подтверждения своего юридического статуса компании или индивидуального предпринимателя.
+7913896-48-86
+7383310-80-26
Ирина Николаевна
РоссияНовосибирская областьНовосибирскул. Владимировская 2/1 каб 115630003
Карта

ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Т.Е.Патанина ГКОУ СО «СКОШИ № 111», г. Екатеринбург

Если у родителей нет с ребенком отношений, основанных на любви, все остальное (дисциплина, взаимоотношения со сверстниками, успехи в школе) строится на неверной основе, и тогда неизбежно возникают проблемы.

Доктор медицины Росс Кэмпбэл

 

Современное общество развивается по пути гуманизации различных сфер деятельности, одной из которых является образование. Особое внимание специалистов в области педагогики, психологии и медицины привлекают проблемы воспитания, обучения и психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. В Конвенции ООН «О правах ребенка» отмечается, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство и активное участие в жизни общества, повышают его уверенность в себе. По данным научного Центра здоровья детей РАМН, сегодня 85% детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья, из них не менее 30% нуждаются в комплексной реабилитации. Данные проблемы существуют и в школе-интернат № 111 г. Екатеринбурга.

Особую значимость в этом контексте приобретает проблема оказания комплексной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, которые посещают ГКОУ СО СКОШИ № 111, т.к. семья является первичным звеном абилитации и социализации ребенка с ОВЗ. Оказание помощи и поддержки таким семьям помогает почувствовать им себя увереннее, спокойнее, обрести желание добиваться в этой жизни большего.

Л.С.Выготский подчеркивал значимость адекватного семейного воспитания детей с ограниченными возможностями как залога социальной адаптации их в будущем. Таким образом, изучение особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих «особых» детей, а также разработка программ психолого-педагогической коррекции неадекватных отношений является одной из важнейших задач.

Проблема поиска контакта с родителями в работе школы является сложной, но очень важной необходимостью в организации коррекционной, учебной и воспитательной работы. Многие родители детей с ОВЗ испытывают дефицит знаний о возможностях своих детей, а также формах и приемах коррекционно-образовательной работы. Поэтому школа призвана восполнить этот пробел и научить родителей адекватным способам эффективного взаимодействия с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, раскрыть его потенциальные возможности. Ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которых родители лишь пассивные участники, сегодня нельзя. Формы работы с родителями должны быть максимально интересными и разнообразными, позволяющими сблизить детей и взрослых. Именно поэтому одной из форм взаимодействия с родителями, которую избрали педагоги нашей школы-интерната, является родительский клуб «Цветик-семицветик», который функционирует на базе школы-интернат № 111г. Екатеринбурга четвертый год.

Участниками родительского клуба являются учащиеся, родители, педагоги, психологи, логопеды, медицинские работники, музыкальные работники.

Основными направлениями оптимизации детско-родительских отношений в семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья являются: обучение родителей приёмам безоценочного, принимающего, демократического взаимодействия с детьми; повышение уровня доверия родителей к детям, развитие позитивной самооценки у родителей и детей; формирование позитивного, сплочённого образа семьи у детей; снижение уровня тревожности у детей во внутрисемейных отношениях, пропаганда опыта семейного воспитания, предоставление возможностей совместного досуга родителей с детьми.

Планирование деятельности идет по результатам анкетирования родителей и определения их проблемного поля. Деятельность клуба планируется на один учебный год. Клубные встречи проходят 1-2 раза в четверть. Клуб имеет эмблему и девиз, совместно разработанные членами клуба. Клуб выпускает печатные материалы (буклеты, памятки, грамоты и пр.).

Деятельность клуба осуществляется через тематические и календарные праздники, дни открытых дверей, открытые занятия для родителей, беседы, консультации, родительские собрания, родительские гостиные, совместные прогулки и экскурсии, экологические акции, праздничные концерты. Наглядно-информационный аспект представлен уголком для родителей, выставками детско-родительских работ, выставками психолого-педагогической литературы).

Для реализации перечисленных направлений были разработаны следующие этапы работы:

- первый этап: подготовительный

Задачи: подготовить материально-техническую базу, изучить аналогичный опыт работы.

- второй этап: организационный

Задачи: составить программу работы с родителями, диагностировать родительские качества и стили воспитания в семье, организовать совместную с родителями работу по внедрению методов сотрудничества семьи и школы.

- третий этап: аналитический

Задачи: систематизировать методический материал, количественно и качественно проанализировать промежуточные итоги работы.

- четвертый этап: заключительный

Задачи: обобщить полученный опыт, осмыслить его в виде модели психолого-педагогического взаимодействия родителей, педагогов, детей, представить опыт работы.

Одним из основных методов работы в клубе является детско-родительская игра. Игра оказывается тем универсальным языком, на котором умеют общаться и который понимают дети разных возрастов. Самое главное, что ждет от нас ребенок – это умение слышать, видеть и чувствовать то, что для него сейчас важнее всего. Не просто понять, а принять те переживания, потребности и желания, которые ему иногда трудно выразить словами. А с помощью игры легко. Как раз одной из таких форм работы сотрудничества с семьей стало проведение игровых занятий. Используя методические разработки Клюевой Н.В., Касаткиной Ю.В, Семенака С.И., Шипициной Л.М., Ткачевой В.В.и др. были разработаны и проведены игровые занятия совместно с родителями в рамках реализации системы работы по оптимизации детско-родительских отношений. Игровые занятия способствовали развитию эмоциональной отзывчивости, навыков конструктивного сотрудничества, развитию у ребенка самопринятия и повышение самооценки на фоне положительно окрашенного эмоционального контакта, гармонизации и укреплению демократичных отношений между родителями и детьми. Игра помогла детям выразить накопившиеся чувства и получить поддержку, освоить более эффективные способы поведения, лучше понять себя и окружающих, осознать мотивы своего и чужого поведения.

Тематика занятия различна. Она включает речевое общение как средство формирования коммуникативных умений, правила конструктивного общения, психологический практикум «Я учусь общаться с ребенком» как средство социального развития школьника с ОВЗ, театрализованную, изобразительную деятельность, развитие мелкой моторики как фактор формирования общетрудовых умений.

При построении занятия удерживалась следующая структура:

  1. Разминка, направленная на разогрев и сплочение группы.

  2. Подвижная игра, обеспечивающая возможность взаимодействия в группе.

  3. Упражнения, направленные на тактильный контакт. Отработка телесных взаимоотношений.

  4. Вербальные упражнении, в которых вырабатывается умение договариваться друг с другом, слушать и слышать собеседника, понимать его.

  5. Творческие задания (совместные рисунки, коллажи, поделки)

  6. Анализ и рефлексия проведенного занятия, где каждый высказывает свое мнение (что было наиболее интересным, где испытывали трудности при взаимодействии).

По результатам проведенного опроса, большинство родителей отметили, что их дети с большим желанием посещают занятия, стали чаще играть с детьми, начали намного лучше понимать потребности детей, улучшился эмоциональный климат в семье.

Таким образом, важным результатом оптимизации детско-родительских отношений в семье воспитывающей ребенка с ОВЗ явилось то, что родители готовы вместе с ребенком создавать новые отношения, в которых радостно быть рядом, доверяя друг другу. И если семья, успешно справившись с проблемой, стала более сплоченной, а родители и дети испытывают радость в совместной деятельности, это значит, что помощь, оказанная семье, эффективна.

 

Литература

1. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общении со взрослыми и сверстниками (Для детей от 3 до 6 лет) / Л.М. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. – СПб. : «Детство-Пресс», 2002. – 379с.

2. Гармонизация внутрисемейных отношений: мама, папа, я – дружная семья: практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений / В.В. Ткачева. – М. : Издательство Гном и Д, 2000. – 160с.

3. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М. : «ЧеРо», 2002. – 238с.

4. Развитие эмоционального мира детей: популярное пособие для родителей и педагогов / Н.Л.Кряжева. – Ярославль : «Академия развития», 1986. -205с.

5. Тренинг по сказкотерапии: сборник программ по сказкотерапии / Т. Грабенко, Д.Фролов и др.; под ред. Т. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб. : ООО Издательство «Речь», 2002. – 253с.

6. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. – СПб. : ООО Издательство «Речь», 2002. – 146с.

 
vkontakte facebook twitter

НОУ ДПО «Института дистанционного повышения квалификации"

Предыдущие статьи
social-icon
social-icon
Loading...