Корзина
496 отзывов
+7(383)310-80-26
ЛЕГКО ЛИ ВЗРОСЛЕТЬ? ПОГОВОРИМ О ПРОБЛЕМАХ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА
Контакты
АНО ДПО Институт дистанционного повышения квалификации гуманитарного образования
Наличие документов
Знак Наличие документов означает, что компания загрузила свидетельство о государственной регистрации для подтверждения своего юридического статуса компании или индивидуального предпринимателя.
+7913896-48-86
+7383310-80-26
Ирина Николаевна
РоссияНовосибирская областьНовосибирскул. Владимировская 2/1 каб 115630003
Карта

ЛЕГКО ЛИ ВЗРОСЛЕТЬ? ПОГОВОРИМ О ПРОБЛЕМАХ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА

ЛЕГКО ЛИ ВЗРОСЛЕТЬ? ПОГОВОРИМ О ПРОБЛЕМАХ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА

Терещенко Владимир Валерьевич, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», судебный психолог-эксперт, медицинский психолог, педагог-психолог МБОУ СОШ №3 города Смоленска

Приглашая к дискуссии по проблеме личностного развития современного подростка, мы стремимся обратить внимание на интенсифицирующееся в наши дни разрушение системы отношений взаимодействия «ребенок-взрослый». Это явление, на первый взгляд, не является таким очевидным, как, например, периодически возникающие на социально-экономическом пространстве кризисы начала XXI столетия. Однако именно трансформации во взаимодействии взрослых и подростков затрагивают глубокие психологические основания взросления подрастающих людей. Мы полагаем, что влияние процесса взросления на адаптацию подростков определяет в перспективе новые риски устойчивости общественного развития. В связи с высказанным беспокойством, мы хотели обратить внимание на проблемное поле современного подростка.   Нам взрослым, порой кажется, что они беспечные, беззаботные и пока ничем не обремененные молодые люди. У них все хорошо, жизнь только начинается, им незнакомы проблемы взрослых. Но на самом деле так ли это? С каким багажом подросток сегодня вступает во взрослую жизнь? Какие ему приходится решать проблемы, переживая взросление? Известно, что подростковый возраст является в развитии личности сложным, «кризисным» и определяющим одновременно. В это время молодые люди должны справиться с гораздо большим количеством задач развития, чем в любой другой период их последующей жизни: они должны подготовить свой уход из родительского дома, достичь признания среди сверстников, завязать дружеские и партнерские отношения, определить перспективу будущей профессии, создать собственную шкалу ценностей как основу собственного поведения. Неумение справиться с какой-либо из задач может привести к нарушениям адаптации и социализации, проявлениям отклоняющегося поведения, а порой и к психическим расстройствам.  Какие же наиболее актуальные проблемы возникают у современных подростков задолго до выхода из школы?     Первая проблема, сегодня остро волнующая учителей и родителей, – снижение учебной мотивации. Казалось бы, проблема для школьников не новая, но ведь за последнее время появилось много инноваций в содержании образования, широко используются программы развивающего обучения, личностно-ориентированные подходы, тем не менее, учеба уже в начальной школе – обременительна и не интересна большинству учащихся, хотя показатели интеллекта и внешняя компетентность растут, и на уроке рассуждают порой очень умно. Но, к сожалению, дети воспринимают учебу формально, без удовольствия, что приводит к исчезновению основного компонента учебной мотивации – познавательной активности. В практической деятельности сегодня психолог школы переживает феномен «педагогики потребления», когда подросток, к примеру, обучаясь в 9 классе обычной общеобразовательной школы, заявляет педагогу: «…физику учить не буду, она мне не нужна, я физиком не стану…». Сегодня только четвертная часть учащихся     учится ради самой учебы, ради радости познания, у большинства учеба выполняет утилитарную функцию – отбирают, что пригодится в жизни.       В наши дни все отчетливее наблюдается размывание жизненных ценностей, демонстрация разных общественных стереотипов и моделей поведения, наличие множества соблазнов и негативных воздействий, применение средств психологического манипулятивного давления среды в виде рекламы, средств массовой информации и пошлых образчиков массовой культуры, перед ребенком стоит задача не просто  восприятия и принятия, а осмысления всего происходящего. Пока современное образование этих задач не решает. Особо хочется обратить здесь внимание на то, что родители подростков сегодня не стремятся показать авторитет школы, в результате чего в современных семьях нет желания помогать, поддерживать подростка в сложных учебных ситуациях. Вместо этого у детей изобилие репетиторов. Проводимые нами многолетние исследования разных групп подростков [1], позволили выделить гипотезу и эмпирически доказать, что в настоящее время мы видим системное ослабление внимания мира взрослых к проблемам воспитания и личностного развития подростка. Мы считаем, что оно выражено в особом состоянии отношений взаимодействия «ребенок-взрослый» - дефицитарности. Именно переживание и понимание подростком дефицита отношений со взрослыми выступает для него важным психологическим условием, способным неоднозначно влиять на его личностное развитие и взросление. С одной стороны, 46% изученных детей, а это почти каждый второй способно влиять на нормативность их личностного развития и взросления, а в 13% изученных, касаясь так называемых семей «группы риска», личностное развитие приобретает аномальный характер. Опыт многолетней практики в качестве судебного эксперта-психолога при проведении судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних [2], показывает, что поверхностность, экстрим, жажда развлечений, как можно раньше все попробовать, специфическая ранняя «социализация» и «взросление» и как следствие делинквентное поведение зависят от нарушенных отношений подростков с родителями и другими значимыми взрослыми, что приводят к тенденции общей инфантилизации молодого поколения. Также хочется обратить особое внимание на выявленную нами группу 14-летних подростков, у которых обнаружен своеобразный «излом» целостного развития в силу установившейся дефицитарности во взаимодействии со взрослыми. Отсюда важным пояснить то, что сегодня намечен онтогенетический сдвиг рисков взросления «вниз» к границе младшего подросткового возраста.  Сегодня все чаще в группу риска попадают подростки 12-13 лет, как правило, учащиеся 6-7 классов.     К сожалению, в решении проблем многим современным подросткам мало чем может помочь их семья. Социальные неурядицы, стремление у кого-то к высокому финансовому благополучию, а у кого-то необходимость простого физического выживания порождают нестабильность в семье – участились случаи нервных срывов у матерей, алкоголизма не только у отцов, но и у матерей, разводов. Становятся обыденным явлением неполные семьи с присущими им специфическими особенностями. Многие родители сегодня заняты своими проблемами, семья, даже внешне благополучная, зачастую не выполняет своего главного предназначения – обеспечения психологической безопасности своим членам и полноценного эмоционального общения. Необходимо отметить, что у родителей нет навыков воспитания детей с учетом проблем современного социума, так как они воспитывались в другой социальной ситуации. Многие так и считают – мы выросли, и они вырастут.      Все это, естественно, самым отрицательным образом сказывается на становлении подростка, усугубляя нервно-психическое состояние детей. Из вышесказанного очевидно, как  необходима  психологическая поддержка ребенка именно в школьный период жизни, что может уменьшить риск зависимого и отклоняющегося поведения. Конечно, изменить социальную ситуацию в стране, излечить отклонения в психической сфере мы пока не в состоянии, но кое-что улучшить в наших силах. Необходимо внедрение достижений психологической науки во все сферы школьной жизни от учебной до воспитательной. Подросткам нужны как теоретические знания в области психологии, так и практические навыки по их применению. А особенно важно привлечение формируемого специалистами психологами в профилактической деятельности потенциала семьи. Родители должны помнить, что ребенок воспитывается не только и не столько в процессе проводимых специально занятий, сколько всем укладом жизни семьи, той нравственной, духовной, социальной атмосферой, которая царит в ней, характером и системой взаимоотношений между родителями, родителями и детьми. Здесь все имеет значение: как разговаривают отец с матерью, что и как они говорят об окружающих, своей работе и сослуживцах, родственниках и знакомых, какой порядок поддерживается в доме, как относятся к своим обязанностям и многое другое, из чего состоит жизнь семьи.

В завершении дискуссии хочется сослаться на высказывания известного отечественного психолога Ю.Б. Гиппенрейтер [1], автора многих популярных книг по психологии для родителей, предлагающей «рецепт» по взаимодействию с подростком: «взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом». Желаю родителям успехов, оптимизма на серьезный труд ради своих детей, да и ради себя тоже.

Библиографический список

1.​ Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком Как? / Ю.Б. Гиппентейтер. М.: Творческий центр сфера, 2005. – 240 с.

2.​ Терещенко В.В. Подросток в пространстве его взросления и самоопределения / В.В. Терещенко // Научные проблемы гуманитарных исследований. Пятигорск, 2009. – Выпуск 8. – 151 с. – С.106-111.

3.​ Терещенко В.В. Девиантное поведение подростков-правонарушителей (исследование дефицитарных отношений в системе «ребенок-взрослый») / В.В. Терещенко // Психическое здоровье. – М., 2009. - №7 (38). – 76 с. – С. 29- 33.

 

 

vkontakte facebook twitter

НОУ ДПО «Института дистанционного повышения квалификации"

Предыдущие статьи
social-icon
social-icon
Loading...