Корзина
496 отзывов
+7(383)310-80-26
Особенности применения методов психологической диагностики для выявления агрессивности младших школьников
Контакты
АНО ДПО Институт дистанционного повышения квалификации гуманитарного образования
Наличие документов
Знак Наличие документов означает, что компания загрузила свидетельство о государственной регистрации для подтверждения своего юридического статуса компании или индивидуального предпринимателя.
+7913896-48-86
+7383310-80-26
Ирина Николаевна
РоссияНовосибирская областьНовосибирскул. Владимировская 2/1 каб 115630003
Карта

Особенности применения методов психологической диагностики для выявления агрессивности младших школьников

Особенности применения методов психологической диагностики для выявления агрессивности младших школьников

О. А. Егорова МОУ «Центр образования» №49, г. Тверь

 

Человечество всегда осознавало агрессивность как угрозу всеобщему благополучию. Наибольшую тревогу вызывают случаи разрушительного и чрезмерного проявления агрессивности. В то же время, в большинстве случаев признается, что агрессивность является неотъемлемой частью борьбы за существование, что полное отсутствие агрессивности приводит к беспомощности. Смысл термина «агрессия» близок к понятию о «наступательности» и часто употребляется как синоним волевой активности. Тем не менее, в глазах общественного мнения это слово несет на себе печать негативного отношения, отражает деструктивные тенденции в поведении.

Устойчивые проявления деструктивной агрессивности в поведении младших школьников всегда являются тревожным сигналом значительного психологического неблагополучия, дезадаптации.

Агрессивность в поведении можно успешно контролировать, если в каждом конкретном случае выявить особенности внутренних и внешних психологических условий, приводящих к усилению негативных тенденций в отношениях ребенка и в его взаимодействии с окружающей предметной и социальной средой.

Для анализа индивидуальных особенностей проявления агрессивности традиционно применяются различные методы психологического исследования, в частности, метод наблюдения, различные виды экспериментов, проективные методы и т. п.

Проективные методы используются для выявления различных личностных черт, в том числе и агрессивности. Все они созданы с опорой на представление о психологическом механизме проекции. Суть этого механизма заключается в том, что человеку свойственно различные компоненты своей личности – эмоции, мотивы, установки и другие – осознанно или, чаще, неосознанно, проецировать вовне - на другую личность или на нейтральный объект. Причем это не зеркальное отражение внутрипсихических черт, а символическое, часто принимающее форму приписывания другому человеку или неодушевленному объекту своих мыслей или мотивов, - явления, называемого проективной атрибуцией. Проективные методы очень эффективно помогают в преодолении психологических барьеров, в выявлении слабоосознаваемых психических процессов.

Мы в данной статье хотим поделиться своим опытом применения двух диагностических методик, внеся, таким образом, некоторые дополнения в уже существующие подходы к исследованию обозначенной нами проблемы.

В проводимом нами в 2002-2005 годах исследовании детской агрессивности[1], в частности, производился сбор данных по результатам наблюдений педагогов.

С этой целью тогда нами применялась следующая анкета (таблица 2), которая является модификацией методики, предложенной Лютовой Е. К. и Мониной Г. Б.[2]:

Таблица 2

Анкета для педагогов: «агрессивное поведение младших школьников»

1

Временами впадает в ярость

2

Не может промолчать, скрывая недовольство

3

Старается отплатить злом за зло

4

Иногда ругается без всякой причины

5

Бывает, что с удовольствием портит вещи

6

Иногда настаивает на чем-либо так, что окружающие

теряют терпение

7

Не прочь подразнить животных

8

Очень сердится в ответ на подшучивания

9

Бывает, что испытывает желание сделать что-то

плохое, шокирующее окружающих

10

В ответ на обычные распоряжения стремится все сделать наоборот

11

Проявляет избыточную ворчливость

12

Воспринимает себя как самостоятельного и решительного

13

Любит быть первым, командовать, подчинять себе других

14

В ответ на неудачи сильно раздражается, ищет виноватых

15

Легко ссорится, вступает в драку

16

Периодически впадает в мрачную раздражительность

17

Не считается с мнением сверстников

18

Считает себя практически во всём лучше других

Нами были изменены некоторые формулировки, главным образом, для того, чтобы, оставив без изменений предложенное авторами содержание, упростить понимание текста неподготовленным человеком (в частности, педагогом) и избежать предвзятого отношения к трактовке признака из-за определенной гендерной принадлежности (фразы изменены таким образом, чтобы окончания слов не относились к мужскому или женскому роду).

В нашем исследовании было показано, что такой опрос позволяет производить мониторинг степени агрессивности детей, проявляющейся в наблюдаемом поведении, показывая реальные изменения в зависимости от меняющихся условий существования.

Длительное практическое применение данной методики и постепенно расширяющиеся теоретические представления о природе агрессивности и факторах усиления её деструктивной составляющей привели нас к новой форме опросника, где мы постарались избежать повторений, наблюдавшихся в предыдущем варианте, а также дополнили перечень признаков положительными проявлениями и несколькими, ранее не упоминавшимися, формами косвенных проявлений агрессивности.

Таблица 3

Анкета для педагогов: «агрессивное поведение школьников»

 

Положительные проявления

1

Отличается самостоятельностью и решительностью

2

Может за себя постоять

3

В состоянии защитить других

4

Активно стремится к положительному самоутверждению

5

Может самостоятельно ставить себе цели

6

Доводит начатое дело до конца

7

Предъявляет требования к себе

8

Отстаивает справедливость

9

Активно участвует в конкуренции на честных основаниях

10

Воспринимает неудачи как основание для самосовершенствования

 

Отрицательные проявления

1

Чрезмерно любит первенство, командует

2

Предвзято оценивает чужие поступки и личность

3

Мстит, «наказывает» за реальные и вымышленные угрозы

4

Дразнится, злословит

5

Имеет склонность к доносительству или клевете

6

Исключает сверстников из игры, из круга общения

7

Легко ссорится, вступает в драку

8

Сознательно делает гадости, шокирует людей

9

Негативно реагирует на замечания, ворчит

10

При неудачах сильно раздражается, ищет виноватых

Работа по данному варианту методики начата совсем недавно, поэтому результаты её применения мы планируем опубликовать позже.

Нами применялся и широко используемый проективный тест «Несуществующее животное», во многих пособиях рекомендуемый для выявления склонности к агрессивному поведению[3].

Для оценки степени выраженности признаков, свидетельствующих о склонности ребенка к деструктивному агрессивному поведению, использовался перечень признаков, предлагаемых авторами (Таблица 4).

Таблица 4

Симптомы теста «Несуществующее животное», рекомендованные для выявления склонности ребенка к деструктивному агрессивному поведению

№ симптома

Симптом

Балл

1

Сильная, уверенная линия рисунка.

0,1

2

Неаккуратность рисунка.

0,1

3

Большое количество острых углов.

0,1 (0,2)

4

Верхнее размещение углов.

0,1

5

Крупное изображение.

0,1 (0,2)

6

Голова обращена вправо или анфас.

0,1

7

Хвост поднят вверх, пышный.

0,1

8

Угрожающее выражение морды.

0,1

9

Угрожающая поза.

0,1

10

Наличие орудий нападения (зубы, рога, когти).

0,1 (0,2)

11

Хищник.

0,1

15

Другие признаки.

0,1

Для обработки результатов используется следующая градация баллов: 0-0,3 - низкий уровень агрессивности; 0,4-0,9 - средний уровень агрессивности; 1-1,8 - высокий уровень агрессивности.

В нашем исследовании обнаружилась несомненная связь высоких баллов, полученных ребенком по предлагаемой схеме анализа рисунка с заметными проявлениями агрессивности, зафиксированными при заполнении педагогами анкеты наблюдений. В то же время, не было выявлено значимых изменений показателей агрессивности по рисункам в результате корригирующего воздействия (по результатам наблюдения при этом фиксировалось снижение деструктивной агрессивности). Задумавшись о причинах отсутствия значимых изменений в рисунках, мы продолжили поиски, которые привели нас к предварительным выводам о том, что многие из представленных в вышеприведенной таблице симптомов показывают не склонность к проявлению деструктивной агрессивности, а некоторые личностные особенности, которые при неблагоприятной социальной ситуации развития личности могут приводить к слабо управляемым эмоциональным вспышкам. Таким образом, эти признаки рисунка, скорее, показывают актуальное состояние здоровья ребенка, которое в значительно меньшей степени поддается коррекции, чем взаимоотношения между людьми. В Таблице 5 мы делаем попытку представить интерпретацию указанных симптомов, содержащую наиболее, по нашему мнению, близкую к реальности картину индивидуальных особенностей авторов рисунков.

Таблица 5

Интерпретация симптомов рисунка «Несуществующее животное», традиционно считающихся показателями агрессивности

Симптом

Возможная интерпретация

1

Сильная, уверенная линия рисунка.

Гипертонус мышц верхних конечностей (значимость признака определяется степенью нажима, иногда сквозь несколько страниц) Сопутствующее отклонение – проблемы с почерком и аккуратностью в тетрадях.

2

Неаккуратность рисунка.

3

Большое количество острых углов.

Ощущение небезопасности окружающего мира – психологической и/или физической (локализация ярко выраженных деталей положительно коррелирует с данными анамнеза о наличии соматических проблем в данной зоне тела автора рисунка)

4

Верхнее размещение углов.

Символическая защита от «давления вышестоящих» - от ощущаемых как чрезмерные требований и претензий значимых старших

5

Крупное изображение.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (преобладание гиперактивности и импульсивности), одним из признаков которого является слабая координация системы «рука-глаз» (связано с 1 и 2 пунктами)

6

Голова обращена вправо или анфас.

Активность, целеустремленность, бесстрашие (при неправильном воспитании – беспардонность, нетактичность и т. д.)

7

Хвост поднят вверх, пышный.

Уверенность в себе, бодрость (иногда – чрезмерная самоуверенность)

8

Угрожающее выражение морды.

Болтливость (также связана с гиперактивностью, является плохим признаком при недостаточно сформированных познавательных интересах и ценностных ориентациях)

9

Угрожающая поза.

Может говорить об агрессивности, но на практике её бывает трудно идентифицировать

10

Наличие орудий нападения

Предпочтение физических методов самозащиты вербальным или негативизму (не самый деструктивный способ защиты и не обязательно показывает готовность легко вступить в драку)

11

Хищник

Этот признак чаще всего выявляется в результате проведения беседы о характере и привычках животного и, безусловно, является одним из показателей агрессивных тенденций в отношениях к окружающим

Приведенные варианты интерпретации симптомов теста «Несуществующее животное» являются результатом попытки синтезировать медицинские, философские, психологические, психосоматические подходы к выявлению причин тех трудностей, которые испытывают младшие школьники в учебе и в общении. Безусловно, обозначенная проблематика сложна и требует дальнейших исследований. Но мы убеждены, что без учета межпредметных связей целостного видения истоков психологических проблем ребенка не достичь, а, следовательно, и программы коррекции будут недостаточно эффективны.

 

Литература

1.​ Егорова О. А. Экспериментальное исследование агрессивности младших школьников // Актуальные проблемы психологии труда: Коллективная монография. – Тверь, 2005. С.89 – 95.

1.​ Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001;

1.​ Романова Е.С. Графические методы в психодиагностике. М., 1992.

vkontakte facebook twitter

НОУ ДПО «Института дистанционного повышения квалификации"

Предыдущие статьи
social-icon
social-icon
Loading...