Корзина
496 отзывов
+7(383)310-80-26
Технология педагогического проектирования как средство патриотического воспитания молодежи
Контакты
АНО ДПО Институт дистанционного повышения квалификации гуманитарного образования
Наличие документов
Знак Наличие документов означает, что компания загрузила свидетельство о государственной регистрации для подтверждения своего юридического статуса компании или индивидуального предпринимателя.
+7913896-48-86
+7383310-80-26
Ирина Николаевна
РоссияНовосибирская областьНовосибирскул. Владимировская 2/1 каб 115630003
Карта

Технология педагогического проектирования как средство патриотического воспитания молодежи

Технология педагогического проектирования как средство патриотического воспитания молодежи

Автор статьи: Старший преподаватель кафедры социальной педагогики, психологии и педагогики начального образования ФГБОУ ВПО "ПГСГА" Парфенова Татьяна Александровна

Технология педагогического проектирования как средство патриотического воспитания молодежи

 

Патриотизм является основным ориентиром в воспитании современной молодежи. Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. [1].

В основных нормативных документах Правительства и Министерства образования и науки Российской Федерации (Закон РФ «Об образовании», Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российского образования на период до 2020 г., Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г., Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 — 2015 годы» и т.д.) определена приоритетная направленность образования, которой стала организация патриотического воспитания в процессе образования подрастающего поколения.

Реализуя данное направление в образовании на факультете начального образования ФГБОУ ВПО «Поволжской государственной социально-гуманитарной академии» ежегодно проводится проект «Патриотический маршрут». Цель данного проекта — сформировать патриотические чувства студентов путем интеграции проектно-исследовательской деятельности в процесс профессиональной подготовки.

Задачи проекта:

1. Разработать и внедрить программно-методическое обеспечение для реализации педагогического проекта по патриотическому воспитанию студентов на базе ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия».

2. Воспитать у студентов любовь к Родине и Родному краю, чувство ответственности и гордости за достижение страны.

3. Развить у студентов знания о Родном крае, Самаре, Самарской области, других городах России, символике государства.

4. Сформировать у студентов активную гражданскую позицию, знания о правах человека и основных законах РФ.

5. Внедрить идеи народной педагогики в процесс воспитательной деятельности факультета, а также развить у студентов интерес к русским народным традициям и промыслам.

6. Сформировать толерантную позицию студентов и уважение к другим народам и их традициям.

7. Представить результаты деятельности по проекту на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях.

Патриотический проект реализуется по следующим линиям: образовательная, ценностная, деятельностная, развивающая. Реализация образовательной линии проекта предполагает освоение студентами идей, теорий, законов и закономерностей, характеризующих культурные, исторические, географические и другие особенности Родного края и Отечества в целом. Ценностная линия проекта заключается в формировании гражданско-патриотического мировоззрения, ориентации на ценности культуры народов России. Деятельностная линия проекта способствует становлению культуросообразного и социально-активного поведения с учетом особенностей многонационального государства. Развивающая линия проекта предусматривает развитие исследовательских умений и способности к саморазвитию через патриотический компонент воспитания. Наглядно содержательные линии проекта и стратегию их реализации можно увидеть на рисунке 1.

Рис 1. Содержательные линии проекта

Патриотический проект функционирует на факультете начального образования как в учебной работе, так и в воспитательной по следующим направлениям деятельности: гражданское, социальное, трудовое, военно-патриотическое, героико-патриотическое, духовно-нравственное, интернациональное, историко-краеведческое и туристическое. Наглядно данная модель представлена на рисунке 2.

Рис 2. Модель внеурочной деятельности начальной ступени образования

Реализация проекта «Патриотический маршрут» предусматривает использование следующих методов: проектно-исследовательская деятельность, смотры-конкурсы и выставки, акции, экскурсии, а также применение информационно-коммуникационных методов. Реализация проекта — это сложный и многоступенчатый процесс, поэтому предусматривает корректировку. Научное руководство при разработке методического материала проекта осуществляется коллективом сотрудников кафедры социальной педагогики, психологии и педагогики начального образования ФБГОУ ВПО «Поволжская государственная социальная гуманитарная академия».

В процессе реализации патриотического проекта предполагаются следующие мероприятия: создание интерактивного электронного наглядного пособия «Патриотический календарь», «Патриотическая карта Самары», «Патриотическая карта Самарской области», «Патриотическая карта России» с использованием программного обеспечения Smart Board. В процессе создания данных продуктов студенты изучают памятные места Родины, места военной славы, достопримечательности всероссийского и мирового масштаба, знакомятся с традициями, праздниками, костюмами, обычаями различных народностей, проживающих на территории РФ, религиозными конфессиями России. Образно электронные пособия можно видеть на рисунке 3.

Рис.3 Примерный вид наглядных интерактивных пособий

Реализуя историко-краеведческое направление проекта по патриотическому воспитания студенты участвуют в экскурсиях по Самаре (Бункер И.В.Сталина, Католический Костел, Иверский женский монастырь, Музей-усадьба Л.Н.Толстого, Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В.Алабина и др.), Самарской области (Самарская Лука, Царев Курган, Музей-юрта «Мурагер», Молодецкий Курган, Мастрюковские озера и др.), а также знакомятся и, по возможности, посещают памятные места и города Родины (Московский Кремль, Санкт-Петербург и его достопримечательности, архитектурный памятник «Родина Мать» в г. Волгоград, мечеть Кул-Шариф, Кремль в г. Казань, «Золотое Кольцо России», оз. Байкал, г. Нижний Новгород и его достопримечательности, Парк Победы в г. Саратов, памятник Салавату Юлаеву в. Уфа, Плотина Городского пруда на реке Исеть в г. Екатеринбург, Иркутская Слобода в г. Иркутск и др.).

В рамках гражданского направления проекта студенты знакомятся с различными легендами и историческими фактами о геральдике субъектов России, участвуют в гражданских акциях, а также организуют детские гражданские кружки в рамках педагогической практики. Трудовое и социальное направление проекта предполагает организацию и реализацию студентами разнообразных благотворительных акций. В рамках героико-патриотического воспитания студентов организуются акции помощи и чествования героев военных лет. Интернациональное направление программы направлено на знакомство с традициями, обрядами, народнами праздниками коренных этносов, проживающих на территории России; студенты ежегодно организуют празднование дня плодородия мордовского народа - «Раскень Озск», чувашского народа — Манкун, татарского народа — Курбан-байрам.

На сегодняшний момент, по итогам реализации проекта «Патриотический маршрут» можно говорить о следующих результатах и социальных эффектах: у студентов сформирован устойчивый интерес к истории и традициям Родины, студенты проявляют стойкое толерантное отношение к различным народностям, религиозным конфессиям, в дискуссиях высказывают почтительное отношение к героям военных лет, переживания за родной край, гордость за военные и трудовые успехи российского народа, активно участвуют в социально-трудовых акциях и жизни города в целом.

Таким образом, можно говорить о результативности предложенного проекта «Патриотический маршрут», цель которого — формирование патротических чувств студентов — реализована.

 

Список литературы:

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 — 2015 годы»

 

vkontakte facebook twitter

НОУ ДПО «Института дистанционного повышения квалификации"

Предыдущие статьи
social-icon
social-icon
Loading...